Суббота, 18.05.2024, 10:49

    ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА САЙТ 
УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 
ПОЛЕХИНОЙ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ
                                                                                         
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [0]
О себе [0]
Рабочие программы [8]
Методическая копилка [0]
Разработки уроков [6]
Классное руководство [0]
Сценарии мероприятий [3]
Классные часы [1]
Ученикам [5]
Родителям [4]
Работы учащихся [8]
Оформление кабинета [1]
Проверка знаний [4]
Погода [0]
Мои работы [1]
Знаменательные даты [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 133
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Разработки уроков

Урок русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные", 5 класс
08.04.2016, 22:26

Конспект урока русского языка

 «Собственные и нарицательные имена существительные»,

 5 класс

Мотивирование учащихся к учебной деятельности. Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Наталья Николаевна, я учитель русского языка и литературы Ефимовской школы, но очень рада, что сегодня я проведу урок русского языка в вашем классе. Сейчас все вместе проверим нашу готовность к уроку. На ваших партах должен находиться учебник русского языка, рабочий лист урока, различные смайлики, ручка и простой карандаш, а также дневник для записи домашнего задания.

Актуализация знаний. Итак, начнём урок. Положите, пожалуйста, перед собой рабочий лист, пока они у всех одинаковые. Я хочу обратить ваше внимание на верхнюю строку.

Рабочий лист урока учени__ 5 класса

- Скажите, пожалуйста, слов какой части речи больше в этой строке? (имён существительных: лист, урока, ученика, ученицы, класса).

- По какому признаку вы решили, то это имена существительные? (Они обозначают предмет, лицо, группу людей).

- В каком числе употреблены все имена существительные? (единств.)

- Есть ли среди них одушевлённые?

- Допишите одушевлённое имя существительное до конца. По какому признаку они у вас различаются? (род)

- Если мы закончим это предложение, то какое существительное, возможно, будет подлежащим? Почему?

- Что, ребята, мы сейчас с вами повторили?

- Мы не случайно повторили с вами грамматические признаки имени существительного, потому что сегодня мы продолжаем работать над этой большой, интересной темой и пополнять ваши знания об этой части речи.

 

Постановка проблемы. Внимание на слайд. Представьте себе, что вы увидели в газете «Новый путь» объявление следующего содержания, читаем.

Внимание!

10 апреля в 18.00 в здании Дворца культуры  нашего города

состоится спектакль по книге известного писателя.

Вход бесплатный.

Приглашаем всех желающих.

- Скажите, пожалуйста, у кого – нибудь из вас появится желание сходить на этот спектакль? Почему? Что здесь не так? (Ответы учащихся)

- Хотелось бы узнать название спектакля, фамилию, имя писателя, название книги, по которой снят спектакль, в каком городе.

- Появляется второе объявление.

Внимание!

10 апреля в 18.00 в здании Дворца культуры  города Бокситогорска

состоится спектакль «Кот в сапогах» по книге известного писателя Шарля Перро.

Вход бесплатный.

Приглашаем всех желающих.

- Чем второе объявление отличается от первого? (Полное и понятное)

- Благодаря чему смысл стал понятен? (Именам существительным, выделенным красным цветом, они дают названия). Теперь желание сходить на спектакль, наверное, стало сильнее.

- Вернёмся к вашему рабочему листу. Он мне сейчас очень напоминает первое объявление. Почему? (Не хватает фамилии и имени). Записываем во второй строке фамилию и имя в родительном падеже.  

- Как вы думаете, на какие две группы мы поделим сегодня на уроке все имена существительные? (мнения детей).

- Запишем в рабочий лист тему урока «Собственные и нарицательные имена существительные».

На какие вопросы мы должны ответить сегодня на уроке?

1. Какие имена существительные мы называем собственными? Какие нарицательными?

2. Чем отличаются собственные имена существительные от нарицательных?

3. Какие существительные пишутся с большой буквы?

4. В каких случаях необходимы кавычки?

 

«Усвоение» новых знаний. Какие имена сущ. мы назовём собственными? Почему?

Слово «собственный» произошло от старославянского «собство» (своё, личное, себе принадлежащее). Раньше в языке также было слово «собь» (имущество, пожитки)

Слово «нарицательный» образовалось от старославянского «нарицати» (называть). Также раньше было слово «рицати» (говорить).

- Вернёмся к нашему объявлению. Какое значение имеют нарицательные имена существительные? (Называют множество однородных предметов)

- Нас окружает огромное количество людей, стран, городов, улиц, рек, книг.

- Когда на помощь приходят собственные имена существительные? Каково их значение? (Они выделяют из множества один предмет и дают ему название, имя или наименование).

- Сформулируйте правило о значении нарицательных и собственных имён существительных.

-  Что относится к собственным именам существительным?

На доске  появляются надписи (2 столбика).

1.Фамилия, имя, отчество

Клички животных

Географические названия

Исторические события

2. Литературные произведения, журналы, газеты

Картины

Кинофильмы

Спектакли

Фабрики, заводы

Корабли

 

Первичное закрепление. Внимание на слайд: по какому принципу слова поделены на 2 группы? (слева – нарицательные имена существительные, читаем; справа – собственные имена существительные, читаем).

- Какой общей темой объединены все имена существительные? Знакомы ли они вам? (Все они связаны с вашим родным городом Бокситогорском).

- Как вы думаете, какое вас ждёт задание? (установить соответствия)

Город Бокситогорск, стадион «Металлург», магазин «Улыбка радуги», деревня Дыми, каток «Зеркальный», газета «Новый путь», ансамбль «Родничок», футболист Андрей Монахов, корреспондент Мусинов Руслан (выполняют задание в рабочих листах, проверка).

- А сейчас составьте по одному предложению с любым сочетанием слов, кому трудно, можно простое предложение, кто уверен в своих силах, можно с однородными членами или сложное. (проверка).

- Как вы думаете, с какой целью мы составляли сейчас предложения с изучаемыми словами?

(Чтобы употреблять их грамотно в речи)

- Что заметили? (имена собственные не изменяются).

 - Спасибо, ребята. Вы отлично справились с заданием. Мы провели небольшую экскурсию по вашему замечательному городу, который вы любите и прекрасно знаете. Мы убедились, что имена существительные собственные окружают нас повсюду. (ролик)

 

Физкультминутка.

 

- Продолжим работу над нашей темой. Как вы думаете, какую сегодня задачу мы с вами ещё не решили? (Как писать собственные имена существительные).

- Давайте посмотрим на них. Сделаем выводы. Все пишутся с большой буквы, некоторые заключаются в кавычки.

- Как вы думаете, почему имена существительные на доске я распределила в 2 столбика? (Те, которые справа, пишутся в кавычках, прикрепляю кавычки.

- Сформулируйте правило о написании имён собственных.

- Задание на закрепление. Перед вами текст, читаем про себя, потом вслух.

Родина – это очень много. Это и тропинка через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки, это имена людей, которым хлопают во всех городах Земли… Вспомните песни «При долине куст калины…», «Во поле берёзонька стояла..». В основе их волнение, вызванное родным пейзажем. Наш общий дом – Родина – должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга. (В.Песков)

- Какова тема текста? (Тема: Родина. Автор размышляет о том, как много умещается в одном слове Родина).

- В чём заключается его основная мысль? (Родина – это наш дом, который мы должны защищать и беречь. А чтобы любить и беречь нашу большую и уникальную планету Земля, нам нужно с любовью относиться к своим истокам, к своей Малой Родине, которой для вас является ваш родной город Бокситогорск).

Задание: подчеркнуть все имена собственные, прочитать их.

- Которые из них написаны с большой буквы?

- Которые ещё дополнительно заключены в кавычки?

- Почему Родина тоже имя собственное? (К нему можно подобрать синонимы Отчизна, Отечество, Россия, слово в знак нашего уважения написано с большой буквы, поэтому в данном случае это тоже имя собственное).

Внимание на слайд. Кого вы видете? (Кота).

- Какую кличку можно дать этому коту? (Пушок, Пирожок, Пушистик).

- А этому подойдёт такая же кличка? (Сосиска, Килька)

- Попробуйте сформулировать ещё один вывод об именах существительных собственных. (Называя предмет, они выделяют какую – то его особенность).

- А что вы можете сказать про фамилии? (Все фамилии возникли не случайно.  Они появились ещё в 15 веке и давались по профессии, по роду деятельности, у некоторых фамилии образовались от имён).

- Кто - нибудь из вас знает происхождение своей фамилии?

- Вы должны помнить, каким бы не было происхождение вашей фамилии, качеств вашего характера она никаким образом не фиксирует.

Задание: сейчас попробуем подбирать к именам нарицательным имена собственные. Если это необходимо, проявите свою фантазию. Записать на доске.

На слайдах картинки: поэт Александр Сергеевич Пушкин, город Москва, стихотворение «Белая берёза», повесть «Муму», праздник Новый год.

А теперь проявите свою фантазию: корова река.

- Ребята, с какой целью мы выполняли это задание? (закрепить правописание имён собственных и сделать вывод о том, что иногда имена собственные фиксируют какие – качества называемого предмета).  

- Итак, подходит к концу наш урок. Вы отлично поработали. Давайте вспомним всё, о чём мы сегодня говорили.

И я предлагаю проверить ваши знания с помощью магического квадрата.

- Внимание на слайд (Выполняют магический квадрат).

 

Рефлексия. Продолжите мои предложения:

- Сегодня на уроке я повторил....

- Сегодня на уроке я узнал…..

- Было трудно…

- Меня удивило…

- Мне захотелось…

- Я горжусь тем…

- А теперь вернёмся к вашим рабочим листам. Оцените, пожалуйста, вашу работу на уроке с помощью смайликов. Выберите подходящий вам и наклейте на рабочий лист.

- Оставшиеся смайлики можете оставить себе на память. Приготовьте для сдачи свои рабочие листы.

 

Домашнее задание. Откройте дневники и запишите домашнее задание (на слайде)

Спасибо за работу. Урок окончен.

   

Технологическая карта урока русского языка на тему:

 «Собственные и нарицательные имена существительные»

                                                 

Дата:     8.04.2016

ФИО учителя:     Полехина Наталья Николаевна                                      

Место работы:    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа – интернат п. Ефимовский»               

Должность:         учитель русского языка и литературы

Учебный предмет:  русский язык

Класс:                5

Учебник:           М.М. Разумовская. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа.

Тип урока:        открытие новых знаний

Тема урока:      «Собственные и нарицательные имена существительные»

Цель урока:      создать условия для получения обучающимися представлений о различии собственных и нарицательных имён существительных, для повторения и закрепления у обучающихся общего представления о существительном как части речи, организовать деятельность обучающихся для достижения ими следующих результатов:

- предметные УУД:

  • формировать знания о собственных и нарицательных именах существительных; формировать умение определять эти существительные;
  • продолжить формирование навыка определять у существительного общее значение, его грамматические признаки и синтаксическую роль;
  • закреплять умения находить и использовать имена существительные в тексте;
  • развивать творческие способности обучающихся,  воспитывать интерес к изучению предмета;

- личностные УУД:

  • понимать значение русского языка в процессе получения образования, формировать стремление к речевому самосовершенствованию;

- метапредметные УУД:

  • связь с литературой, географией, историей, музыкой, живописью, краеведением;

регулятивные УУД:  

  • формировать умение целеполагания, планирования, проводить рефлексию и саморегуляцию;

познавательные УУД:  

  • формировать навык поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;
  • формировать умение анализировать текст с целью выявления общих законов; умение доказывать;

коммуникативные УУД:

  • формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основные понятия: собственные и нарицательные имена существительные

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Ресурсы: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, карточки, лист контроля.

 

Структура и ход урока

 

Этап урока

Деятельность учеников

Деятельность           учителя

Планируемые результаты

1. Мотивация учащихся к учебной деятельности

Цели:

-актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-уточнить тип урока;

-уточнить тематические рамки.

- Приветствуют учителя,

- проверяют свои рабочие места,

- заполняют рабочие листы.

- Знакомится с обучающимися, - проверяет их подготовку к уроку,

- создаёт положительный настрой на урок.

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (коммуникативные УУД).

 

2. Актуализация знаний

Цели:  

- актуализировать умения и навыки, необходимые для «открытия» нового знания;

- создать учебно – проблемную ситуацию;

- организовать формулирование темы урока обучающими;

- организовать постановку целей урока

- Выдвигают ответы на поставленный учителем вопрос,

 - ставят  цель урока,

- строят монологический ответ,

- учатся рассуждать,

-делают вывод.

 

 

- Организует повторение пройденного, выдвигает перед учащимися проблему, организует постановку цели и формулировку темы урока:

- чтение 2-х объявлений;

- постановка проблемы;

- определение значения имён собственных;

- запись темы урока.

 

- Уметь определять грамматические признаки имени существительного

(предметные УУД)

- Уметь ставить цели

(регулятивные УУД)

- Уметь проводить   сравнение по заданным критериям (познавательные УУД)

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

3. Усвоение новых знаний

Цель:

- обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий

- Выявляют этимологию слов,

- определяют значение нарицательных и собственных имён существительных,

- делают вывод о написании имён собственных и их употреблении

- Знакомит учащихся с именами собственными по теме «Мой родной город» с целью выявления новой информации,

- предлагает учащимся установить соответствия между нарицательными и собственными именами существительными,

- организует запоминание учащимися правописания имён собственных 

- Искать и выделять информацию, составлять целое из частей, самостоятельно создавать способ решения проблемы поискового характера (познавательные УУД)

- ставить цели (регулятивные УУД)

- уметь аргументировать своё мнении, уметь работать в паре (коммуникативные УУД)

5. Физкультминутка

Цель:

-снять утомление и напряжение учащихся на уроке

- Выполняют  предложенные учителем упражнения

- Предлагает видеоролик для упражнений

 

4. Первичное закрепление  нового

Цель:

- организовать работу над  совершенствованием полученных навыков;

- организовать выполнение самопроверки, самооценки, работы над ошибками.

- Коллективно и самостоятельно выполняют задания учителя

- учатся применять полученные знания в нестандартных ситуациях

- Организует работу с текстом для закрепления «нового знания»;

- организует деятельность учащихся по написанию собственных имён существительных;

- предлагает учащимся пофантазировать на тему соответсвия имён собственных и нарицательных

- Уметь различать имена собственные и нарицательные, оформлять их при письме (предметные УУД)

- учиться на основе критерия оценивать успешности учебной деятельности (личностные УУД)

- планировать свою деятельность для решения поставленной задачи (регулятивные УУД)

- уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (познавательные УУД)

- учиться слушать и вступать в диалог (коммуникативные УУД)

6.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;- организовать самооценку обучающимися собственной учебной деятельности.

- Отвечают на вопросы

- занимаются саморегуляцией

- дают самооценку своей деятельности

- Предлагает с помощью тренажёра проверить полученные знания

- использует клише и смайлы для самооценки учащихся

- Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД)

- уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД)

- уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

7. Домашнее задание

- Составляют рассказ о своей семье, используя собственные имена существительные (6 – 7 предложений)

- Комментирует домашнее задание

- Мотивация к творческому труду, к работе на результат (личностные УУД

  Скачать презентацию

 

 

 

 

 

Категория: Разработки уроков | Добавил: natalya_polehina | Теги: презентация, русский язык, урок, технологическая карта, 5 класс, собственные и нарицательные
Просмотров: 5693 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру
Погода
Яндекс.Погода
Праздники сегодня
Информер праздники сегодня
Наша школа
                natalya polehina © 2024